Как оформить информационный стенд в библиотеке.
Красиво оформленная библиотека – это место, которое читателям хочется посещать как можно чаще. Первое, на что падает взгляд посетителя – информационный стенд в библиотеке при входе. Он дает им необходимую информацию и одновременно украшает помещение.
Виды стендов
В библиотеке можно найти следующие разновидности стендов:
1.Информационные (обычно расположены при входе).
2.Тематические (посвящены конкретным событиям).
Что разместить на стенде.
Как правило, на библиотечных информационных стендах расположены сведения, которые могут понадобиться впервые пришедшему сюда человеку.
Это:
- сведения об учреждении;
- правила поведения в читальном зале;
- правила получения книг;
- сведения о сопутствующих (в том числе о платных) услугах;
- ответственность за порчу или невозврат книги;
- книжные новинки;
- фотогалереи;
- достижения библиотеки, дипломы, грамоты и т.д.
Информационный стенд необходим для продвижения библиотечных ресурсов, продукции и услуг, а также трансляции культуры книги и чтения.
Задачи стенда.
Основными задачами информационного стенда в библиотеке являются:
- формирование привлекательного имиджа библиотеки у населения и органов власти.
- стремление сделать потенциального читателя постоянным пользователем услуг, ресурсов и продукции библиотеки;
- побуждение читателей и организации к сотрудничеству;
- информирование об услугах;
- сохранение популярности библиотечных услуг, убеждение читателей пользоваться ими;
- стимулирование сбыта библиотечной продукции и эксплуатации услуг.
Как оформить стенд.
Информационный стенд размещается на видном месте. Желательно его застеклить. Также следует своевременно обновлять размещенную информацию – устаревших сведений на нем быть не должно.
Требования к содержанию и оформлению библиотечного стенда:
- полнота представленных сведений;
- актуальность и оригинальность информации;
- целенаправленность, конкретность, доходчивость и логичность размещенного текста;
- художественно-изобразительное решение оформления (шрифты и цвет текстов и полей
- стенда);
- наличие иллюстративного ряда;
- логичная структура стенда;
- эстетичность;
- соблюдение правовых, юридических и морально-этических норм и правил.
Правила пользования библиотекой должны располагаться на видном месте и даваться для ознакомления под роспись всем новым читателям. Любые изменения и дополнения, вносимые в дальнейшем в Правила, также подлежат утверждению со стороны дирекции.
Варианты оформления библиотечных стендов.
По опыту, наиболее привлекательными для читателей оказываются следующие варианты оформления стендов:
- Стеллажная вывеска (обеспечивает быструю и удобную ориентацию читателей и сотрудников среди библиотечных полок).
- Стенды-демонстрации (оборудуются карманами, в которых расположена интересная читателю информация – например, о новых книгах, тематическая рекомендация, информационные стенды в библиотеке по ЗОЖ и т.д.).
- Полезная информация (правила поведения в библиотеке, сведения о сотрудниках – такие стенды оборудованы большим количеством карманов для простоты обновления информации).
- Литературный календарь (используется для размещения информации о каком-либо событии – празднике, памятной дате, юбилее поэта или писателя и многого другого).
- Стенды «Для юного читателя» (используются яркие контрастные цвета, изображения книжных героев и персонажей мультфильмов для привлечения детского внимания).
Принципы размещения информации на библиотечном стенде.
При оформлении стенда следует руководствоваться законами зрительного восприятия.
Закон фигуры и фона.
Суть закона проста – один предмет на стенде всегда будет выделяться на фоне остальных. Такова психология зрительного восприятия, и этот принцип следует использовать для того, чтобы акцентировать внимание читателя на конкретном материале.
Его можно выделить путем использования ярких цветов (рекомендуются красный, желтый, оранжевый оттенки), блестящих или люминесцентных элементов, использования подсветки, размеров информационного носителя или его нестандартной формы.
Сущность этого закона заключается в том, что человеческий глаз в первую очередь видит изображение в центре, и подсознание начинает искать предметы на фоне.
Закон «мертвой зоны»
Все изображения в нижней части зрительного поля попадают в так называемую «мертвую зону». Наиболее неудачной позицией для размещения информационных материалов считается левый нижний угол – взгляд эту зону практически не «цепляет».
Закон уровня глаз
Лучше всего внимание человека сконцентрировано на уровне глаз - эту особенность человеческого зрения очень часто используют маркетологи для увеличения продаж в супермаркетах.
Если быть точнее, то зона максимальной концентрации внимания расположена в радиусе 20 м от уровня глаз взрослого человека среднего роста или ребенка – также среднего роста. Этот фактор нельзя не учитывать, решая, как оформить информационный стенд в библиотеке.
Суть этого закона в том, что человеческому мозгу проще обрабатывать сгруппированную информацию. Поэтому размещайте материалы по тематическим группам.
Закон переключения внимания.
Человеку необходимо переключать внимание с уже выделенной в зрительном поле фигуры на следующую фигуру на этом же фоне. По этой причине однотипные материалы, даже если они яркие, броские и оригинальные, не стоит размещать в длинную линейку.
Зрительные акценты помогут упростить восприятие, однако здесь главное - не переусердствовать, так как слишком многочисленные и разнообразные формы и цвета произведут обратный эффект, то есть помешают читателю спокойно переключаться с одной информации на другую.
Закон «7+2»
Ученые утверждают, что объем восприятия человека ограничен 5-7 (максимум – 9) предметами одновременно. Поэтому не располагайте в одном ряду больше 5-7 рекламных материалов.
Шаги создания информационного стенда.
Создание информационного стенда в библиотеке (примеры можно найти на интернет-ресурсах) включает в себя следующие этапы:
- выбор места (стенд располагается в удобном месте, например, при входе в читальный зал);
- определение размеров и формы (может быть стандартной – квадратной, прямоугольной, или нестандартной);
- подготовка макета;
- подбор материалов - текстов и иллюстраций (не рекомендуются длинные и трудночитаемые тексты, лучше максимально использовать наглядные средства);
- выбор цветовой гаммы и шрифта;
- выбор сопутствующей атрибутики;
- оформление;
- фотографирование и публикация фото стенда на официальном сайте учреждения;
- составление паспорта информационного стенда в библиотеке (названия также продумываются заранее);
- подготовка и защита идеи стенда.
Как правило, информационные стенды в библиотеке выполняются из пробки, листов ДВП или фанеры, рамки для них – из пластика, алюминия, дерева. Готовый стенд можно красить или обивать тканью. Прочный и долговечный стенд можно изготовить и самостоятельно с минимальными материальными затратами.
Грамотно оформленный стенд, учитывающий все требования и созданный с учетом законов восприятия информации, позволит читателям лучше ориентироваться в пространстве библиотеки и будет способствовать повышению интереса как к представленной литературе, так и к библиотеке в целом.
Источник: Информационный стенд в библиотеке.