180 лет со дня рождения П.И. Чайковского.

 7 мая исполняется 180 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Произведения великого маэстро непременно входят в репертуар всех симфонических оркестров, а оперы и балеты регулярно ставятся на сценах лучших музыкальных театров. Однако среди богатого творческого наследия Петра Ильича есть одно произведение, которое, в мировом рейтинге самых популярных оркестровых сочинений уверенно занимает первое место. Речь идёт о блестящем творении композитора Торжественной увертюре «1812 год».

Это не совсем обычное сочинение Чайковского, поскольку по оригинальной задумке композитора оно должно исполняться большим составом симфонического оркестра с увеличенной группой ударных инструментов, колоколами и даже настоящими пушками.

Интересные факты

- Увертюра «1812 год» была по достоинству оценена правительством Российской Империи. За это произведение П.И. Чайковский был удостоен ордена Святого Владимира I степени.
Пётр Ильич Чайковский при написании увертюры так вдохновился патриотическим настроем, которое он должен был отразить в этом произведении, что ввёл в партитуру партию для настоящих пушек. По этой причине в изначально написанной композитором оркестровке увертюра исполняется очень редко, а артиллерийские залпы заменяются звуками басового барабана или специального инструмента cannone, который имитирует звуки выстрелившей пушки.

- Впервые запись увертюры Чайковского «1812 год» с настоящей артиллерийской канонадой была сделана симфоническим оркестром Миннеаполиса (США) в пятидесятых годах прошлого столетия. Из-за пушечных выстрелов и колокольного звона при воспроизведении увертюры звуковые частоты получились такими низкими, что многие проигрыватели в данных местах не выдерживали: дело доходило до поломки игл звукоснимателя. По этой причине Торжественную увертюру «1812 год» Петра Ильича Чайковского стали применять для проверки качества динамиков в низкочастотных диапазонах.

- В Советском Союзе Торжественная увертюра Петра Ильича Чайковского была некоторое время под запретом. Поводом для этого послужил гимн царской России «Боже, Царя храни». Лишь в годы Великой Отечественной войны для поддержания патриотического настроя советских людей исполнение произведения было возобновлено вновь. Однако теперь увертюра звучала с изменениями, которые в неё внес композитор Виссарион Шебалин: мелодию гимна, прославляющего царя, он мастерски заменил мотивом хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. Звуки этого произведения морально поддерживали жителей блокадного Ленинграда, а также сопровождали трансляцию фронтовых сводок, которых с нетерпением ждал каждый житель нашей страны.